Путеводитель по сайту

Дураки и дороги, или Изменилось ли что-нибудь в России за 200 лет?..

Netler.ru - Слово о ПК и PC, или Хроника рефлексирующего сисадмина

RSS: новые статьи сайта «Слово»·RSS: новые статьи сайта «Слово»

·Статьи

·О ПК и PC

·Страничка Настроения

 

Find us on Facebook·Find us on Facebook

·ВКонтакте

 

·SAPE.RU – покупка и продажа ссылок

 

·Аксессуары для сотовых телефонов




Твиты пользователя @oldnetler

 

 

English version Распечатать

Дураки и дороги, или Изменилось ли что-нибудь в России за 200 лет?..

 

***

В России две беды: дураки и дороги.

Изречение, приписываемое Гоголю

 

***

Дороги битые, а люди толкутся – как не столкнуться?

Гоголь. Игроки

 

***

Дорога, скажешь, хороша –

И вспомнишь стих: для проходящих!

Вяземский. Станция

 

***

…Лет чрез пятьсот дороги, верно,

У нас изменятся безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут…

…Теперь у нас дороги плохи.

Мосты забытые гниют…

Пушкин. Евгений Онегин

 

***

УАЗ-469 застрянет там, куда остальные машины не доедут…

Народная мудрость

 

 

В русском народном фольклоре дураки и дороги взаимосвязаны, например: Дураку семь верст – не крюк; Дурная голова ногам покою не дает. А есть еще – выстраданное народным опытом! – шутливое правило трех «Д»: Дай Дорогу Дураку! (ведь не знаешь, что от него ожидать!).

 

До сих пор знатоки-филологи спорят, кто же из классиков – Гоголь или Пушкин – сказал, что в России две беды: дураки и дороги. В конце концов, не столь важно, кто сказал, важно то, что ничего не изменилось! Впрочем, нет, изменилось: эти две беды, конечно, остались, но к ним добавились и другие.

 

Какого мнения иностранцы о наших дорогах

Мнение первое

Давненько это было, то ли небыль, то ли быль. На автомобильной выставке в Японии один представительный японец не отходил от советского УАЗ-469: и вокруг ходил, и мосты щупал, и заглядывал под машину. Наши ребята приосанились, наверное, крупный покупатель. Когда обратились к нему через переводчика, японец выдал перл: «Чего только вы, русские, не придумаете, чтобы не делать хороших дорог!».

 

Мнение второе

Когда американцы приезжали в Алдан для обмена опытом по золотодобыче, их провезли по нашим дорогам. После этого они выдали сакраментальную фразу: «Мы думали, что у вас плохие дороги, а у вас вообще дорог нет!..» Как говорится, живем почти как в Москве, только дома пониже и асфальт пожиже (хотя скоро можем стать столицей России – см. Будет ли Алдан столицей России?..).

 

Одно из решений проблемы плохих дорог

Вот что говорит, переиначивая знаменитое высказывание, Александр Никонов в своей статье «У России две беды – умники и дороги»:

«Самоуничижительная фраза про российских дураков и дурные дороги никогда не казалась мне полностью справедливой. Дураков в любой стране полно. Россияне же, напротив, отличаются сообразительностью. А вот с дорогами, действительно, беда. Правда, причина этой беды учеными найдена. Но не устранена: мешают излишне сообразительные россияне.

Две трети денег, выделяемых бюджетом на строительство дорог, тратятся на их ремонт. Средняя скорость автомобильных перевозок в России вдвое ниже, чем в развитых странах. Наш автотранспорт на одну подвижную единицу перевозит самый маленький груз в мире – и при этом расходует горючего в 1,5 раза больше. Нерентабельные перевозки ставят крест на самом конкурентоспособном производстве!

Почему мы тратим больше всех горючего? А потому, что 76% российских дорог выдерживают грузовики с нагрузкой на ось не более 6 тонн. А современные трейлеры и автобусы имеют нагрузку 8 – 10 тонн. Вот вам и разница в эффективности перевозок. Возникает она из-за того, что российские дороги рассыпаются под европейскими большегрузами…

Почему в России плохие дороги? Увы, наша страна уникально неудобна для дорожного строительства. Эта неудачная уникальность складывается из двух природных особенностей: из холодных зим и из структуры почв. 86% всех грунтов в России – так называемые связные грунты, то есть с примесью глины или целиком из нее состоящие.

Россия – глиняная страна! Нормальных песчаных грунтов у нас всего 14%. Не будешь же песок для насыпи возить за пять тысяч километров! Насыпь всегда делают из того, что под рукой.

Связные грунты плюс морозы убивают асфальтовую дорогу. Глина хорошо набирает и плохо отдает влагу. Вода подтягивается по рыхлостям и пустотам прямо под дорожное полотно и зимой замерзает. Асфальт трескается, разрываемый льдом, а весной грунт непосредственно под асфальтом обводняется и теряет несущую способность. Проезжающие грузовики завершают картину, проламывая асфальт над пустотами.

В Канаде или на Аляске, где тоже морозы, насыпь под дорогой делают только из песчаных грунтов. Там песка много, издалека возить не приходится. А России и тут не повезло.

Казалось – тупик. Но в конце 80-х проблема российского бездорожья была решена. И решена не специалистом-дорожником, а варягом. История донесла до нас имя героя – Вячеслав Быкадоров. Быкадоров бывший литейщик, всю жизнь имел дело с формовкой грунта, но волей судьбы оказался мелким начальником в дорожном управлении. И однажды, услышав об этой проблеме, хлопнул себя по лбу и предложил не укатывать дорожную насыпь катками, как это делалось всегда, а трамбовать грунт с применением мощных вибраций, как это происходит в литейном деле.

В чем состояла идея? Если связный грунт «забить» до плотности песка, поры между частичками насыпи уменьшатся, и упадет всасывающая сила грунта. Лед перестанет рвать асфальт. Просто, как все гениальное!

«Дарю!» – великодушно отдал Быкадоров эту мысль человечеству в лице своего друга, старого опытного дорожника Феликса Губермана, скромного руководителя одного из дорожно-строительных управлений. Идея была Губерманом подхвачена, запатентована, воплощена в металле и обкатана на практике. На одном из заводов сделали изобретенную Губерманом специальную трамбовочную машину – мощный агрегат с вибропрессом. Это сооружение подцеплялось к трактору «Кировец» и уплотняло грунт. Намного уплотняло? Всего на 5% выше требований ГОСТа! Казалось бы, какой прок от такого уплотнения? Оказалось, прок есть: пятипроцентное повышение плотности дорожной основы повышает ее прочность в два раза!

Кстати, стандарт плотности насыпи в США выше нашего ГОСТа аккурат на те самые 5%, которые и дают вдвое больший, чем у нас, межремонтный срок. Чтобы покончить с главной российской бедой оставалось сделать одно: поменять ГОСТ, чуточку повысив норматив плотности, до уровня США. Разница в том, что в Америке, где дорожная подушка песчаная, для достижения стандарта хватает обычных катков, а в России пришлось бы наладить производство машин-трамбовщиков.

Казалось бы, такая пустяковина – поменять ГОСТ. Тем более что стандарт установлен более шестидесяти лет назад!

Если вы думаете, что кто-то против хороших дорог в России или сомневается в научной обоснованности предложения, вы ошибаетесь. Идею поддержали практически все научные учреждения, так или иначе связанные с дорогами и грунтами.

В июле 1998 г. тогдашний министр Евгений Ясин, понявший, что речь идет об экономической судьбе России, направляет тогдашнему вице-премьеру Немцову письмо с изложением ситуации и простой просьбой – изменить стандарт, повысив норму плотности. Это позволит средства, которые сейчас идут на заплатки, бросить их на строительство новых, остро необходимых дорог. Это позволит загрузить простаивающие машиностроительные заводы: понадобятся сотни грунтотрамбовочных машин, сравнительно несложных в изготовлении и не требующих импортных комплектующих.

Немцов все это понял мгновенно, согласился сразу, но… случился очередной политический кризис, и правительство поменялось. Быкадоров и Губерман тем не менее, все пытались пробить для России хорошие дороги, не понимая, почему все упирается в ватную стену, если все на словах согласны. А потом им объяснили.

– Понимаешь, – сказали Быкадорову знакомые офицеры из ФСБ, – в дорожном бизнесе крутятся миллиарды долларов. А всякий строительный бизнес очень удобен для воровства – помнишь скандал с МКАД?.. Поэтому каждый, кто пытается хоть немного уменьшить полноводность бюджетной реки, невольно ущемляет чьи-то конкретные интересы. Так что, если тебе жизнь дорога, лучше туда не суйся, все равно без решения на самом-самом верху ничего не получится. Кроме пули в подъезде. Терять свои деньги – дураков нет…

Итак, при полном отсутствии дураков дороги в России остаются неважными. Феликс Губерман ныне проживает в Израиле: чересчур активного сторонника хороших дорог умело выдавили из страны. А безмерно упрямый Вячеслав Быкадоров всё еще здесь – безуспешно пытается продавить идею через очередного премьера. В безмятежном ожидании пули в подъезде».

 

 

Немного российской дорожной терминологии

Зимник – дорога, прокладываемая зимой, как правило, по руслу замерзших рек и по болотистым местам.

Зимний асфальт – шутливая характеристика зимнего состояния дорог, когда все ямки, рытвины и ухабы «отремонтированы» укатанным снегом.

Ямочный ремонт дорожного полотна – ремонт дороги, заключающийся в заделке ямок (один из перлов российской дорожной терминологии, иностранцу этого не понять!).

 

Осталось 300 лет?

Когда Пушкин в «Евгении Онегине» пытался предугадать, когда же российские дороги «изменятся безмерно», на дворе был 1823-й год. Значит, осталось подождать немного – чуть больше трехсот лет…

 

***

Ах да, – что мы всё про дороги да про дороги, а когда же про дураков?

А про дураков скромно промолчим: сия тайна государственная, как бы чего не вышло…

 

 

Примечание

Вы можете скачать (прослушать) подкаст статьи «Дураки и дороги, или Изменилось ли что-нибудь в России за 200 лет?..» в формате .mp3 (текст читает Дмитрий Креминский; 5,89МБ; 06:26): https://netler.ru/download/dorogi.mp3.

 

Валерий Сидоров

 

 

***

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.08.2007 № 539

«О НОРМАТИВАХ ДЕНЕЖНЫХ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ И ПРАВИЛАХ ИХ РАСЧЕТА»

Нормативы денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения V категории установлены в размере (в ценах 2007 года):

695 тыс. рублей/км – на содержание;

2.715 тыс. рублей/км – на ремонт;

8.580 тыс. рублей/км – на капитальный ремонт.

 

 

 

 

 

 

Путеводитель по сайту


18+

© 2014. All rights reserved.

При использовании материалов сайта «Слово» прошу указывать источник информации!