Путеводитель по сайту

Какое важное событие произошло 7 июля 1810 года?

English version Распечатать

 

***

Натан Яковлевич Эйдельман, работая учителем истории в московской средней школе № 93, однажды пообещал поставить две «пятерки» тому ученику, который назовёт самое важное событие, произошедшее 7 июля 1810 года.

Ребята перевернули все справочники, учебники, энциклопедии, «поставили на уши» библиотекарей и родителей. Среди ответов называлась дата окончательного присоединения Голландии к наполеоновской империи, дата смерти могучего мадагаскарского монарха Пойнимерина. Один ученик даже прочитал «Санкт-Петербургские ведомости» и назвал целый список различных происшествий за 7 июля 1810 года. Но двух «пятёрок» не получил никто.

А вы смогли бы получить две «пятерки»?..

 

Кто такой Н.Я. Эйдельман

Натан Яковлевич Эйдельман (1930 – 1989) – русский советский писатель, педагог, историк, литературовед. В 1952 г. окончил исторический факультет МГУ, получил диплом с отличием. После окончания университета работал преподавателем истории в вечерней школе, научным сотрудником в Московском областном краеведческом музее (г. Истра), учителем истории в московской средней школе № 93.

 

В 1958 г. Эйдельман был изгнан из комсомола и из школы как «знавший и не донёсший» (существовала такая формулировка в нашем судопроизводстве) о деятельности подпольный группы Краснопевцева (аспирант МГУ, сплотивший вокруг себя своих однокурсников, свободомыслящих историков, «чистых» с анкетной точки зрения молодых людей – комсомольцев и членов партии, желавших возродить ленинизм в его первозданном виде и критиковавших сталинизм с марксистских позиций). Поскольку Эйдельман имел косвенное отношение к этому кружку (то есть не являлся членом кружка), он не был непосредственно репрессирован. После этого никакой преподавательской работы Эйдельман уже не смог получить.

 

В 1965 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Тайные корреспонденты "Полярной звезды"».

Основной областью научных интересов Эйдельмана была история русской культуры и общественное движение России в VIII – XIX вв. Главным направлением его исследований было движение декабристов. Его работам был свойственен особо внимательный подход к нравственной трактовке рассматриваемых событий. Н. Я. Эйдельман был членом Союза писателей СССР.

Немалую часть своих работ он посвятил проблемам русско-кавказских культурных связей, роли Кавказа и его народов в жизни и культуре России.

 

Работая учителем, Эйдельман вспомнил собственное школьное учение, блиц-турниры на эрудицию, которыми они увлекались в девятом-десятом классах: в течение всего школьного дня придумывали вопросы, а после уроков засыпали друг друга ими (самое старое здание Москвы, где и когда жил Чёрный принц), – и заразил этим своих учеников. Задавал, например, вопрос: от года Грюнвальдской битвы отнять год Куликовской и прибавить результат к дате открытия Америки Колумбом, получится год, в котором – что было? Оказывается, Магеллан завершил первую кругосветку. За ответ ученик получал 5, но с минусом, потому что Магеллана по дороге убили.

 

Как Эйдельман стал школьным учителем

«После трёх лет работы в вечерней школе я попал в дневную, московскую № 93 (середина пятидесятых годов). Вообще историку в ту пору место было найти трудно (труднее, чем теперь: то ли школ стало много больше, то ли престиж профессии упал?). Помогло соединение мужских и женских школ: во время войны Сталин совершил невиданное в мире действо (а если учесть, что у страны были военные и восстановительные заботы, колоссальные жертвы, – то шаг совершенно фантастический). Одним мановением пера десятки тысяч школ были разделены на мужские и женские; говорили, что причиной тому послужило убийство на почве любви и ревности дочери дипломата Уманского сыном министра Шахурина. Разделение предполагало, что отныне любви и ревности не будет (смешно сказать, а некий, может быть, уродливый результат был: в университете я постоянно наблюдал совершенно определенные типажи – «продукты мужских школ» и специфические девочки из женских. Отдельные, немногочисленные студенты, не подвергшиеся «половой сегрегации» и сумевшие выучиться в нормальных школах, отличались куда большей естественностью).

 

После десятилетнего изгнания мальчики в середине пятидесятых годов возвращались к девочкам; время изгнания и амнистии удивительно точно совпало с куда более страшными высылками и возвращениями калмыков, чеченцев, балкар и других «провинившихся народов»: совпадение как будто случайное, а на самом деле – закономерное. И вот 93-я школа на Молчановке, где десять лет обучались чистенькие и воспитанные девочки, а престарелые одуванчики-учительницы тихо дремали на уроках, 93-я неожиданно обогатилась несколькими сотнями мужских особей, переведённых из соседней мужской 103-й. Соседи исхитрились отправить к «женщинам» едва ли не всю свою шпану, так что знаменитые на всю округу второ- и третьегодники Ернов, Ермолаев, Лохмоткин, победоносно покачиваясь и распространяя табачный, а то и водочный запах, устрашали не только благовоспитанных девиц, но буквально обращали в бегство многолетних одуванчиков. В первый же год почти все милые старушки подали в отставку, образовался явный дефицит на мужчину-учителя, и тут-то завуч соседней школы, мой товарищ по университету Виталий Лельчук, привёл меня к директрисе 93-й школы Доре Мироновне Шевелевой…».

(Натан Эйдельман. О, школа, школа! Знание – сила. 1996, № 3–4.)

 

 

***

Так что же случилось 7 июля 1810 года?

Предоставим слово Н.Я. Эйдельману: «Нет, ребята, не эти события были в тот день самыми важными. 7 июля 1810 года, по сообщению Николая Васильевича Гоголя, поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем…».

 

А теперь обратимся к первоисточнику.

«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя впервые была напечатана в альманахе А.Ф. Смирдина «Новоселье» (Спб., 1834. Ч. 2). Повесть состоит из семи глав.

 

Чтобы отыскать ответ на вопрос Эйдельмана, нужно прочесть повесть (по крайней мере, хотя бы до половины):

«От дворянина Миргородского повета и помещика Ивана, Иванова сына, Перерепенка прошение; а о чем, тому следуют пункты:

1) Известный всему свету своими богопротивными, в омерзение приводящими и всякую меру превышающими законопреступными поступками, дворянин Иван, Никифоров сын, Довгочхун, сего 1810 года июля 7 дня учинил мне смертельную обиду… назвал меня публично обидным и поносным для чести моей именем, а именно: гусаком…».

 

То есть полный ответ на вопрос Эйдельмана звучит так: 7 июля 1810 года Иван Иванович Перерепенко поссорился с Иваном Никифоровичем Довгочхуном.

Почему Эйдельман назвал это событие самым важным? Потому что об этом Гоголь написал повесть.

 

Кстати, концовка повести – «Скучно на этом свете, господа!» – стала крылатым выражением.

 

Валерий Сидоров

 

 

 

***

Дополнения к фундаментальным словарям русского языка

Как правильно?..

Новейшая фразеология. Дополнения к сборникам фразеологии и крылатых слов

Новейший словарь аббревиатур русского языка

Ономастикон (Словарь личных имен)

Словарь цветов и цветовых оттенков

 

 

 

 

 

Путеводитель по сайту

18+

© 2016. All rights reserved.

Авторство всех материалов сайта https://netler.ru принадлежит Валерию Сидорову и охраняется Законом о защите авторских прав. Использование материалов сайта в offline-изданиях без согласования с автором категорически запрещается. В online-изданиях разрешается использовать материалы сайта при условии сохранения имени и фамилии автора и активной гиперссылки на сайт https://netler.ru.