Путеводитель по сайту

Павел Прийдак: В небе над Мукденом

English version

Распечатать

 

***

В небе над Мукденом. Си-47

…В тот день, когда после начала военных действий СССР против империалистической Японии прошло одиннадцать дней, а именно 20 августа 1945 года, из "точки" «Ленинград» (временный полевой аэродром в Монгольской Народной Республике) поднялся двухмоторный десантный самолёт Си-47, принадлежащий Управлению 12-й воздушной армии Забайкальского фронта.

 

На борту самолёта расположились генерал Ковтун-Шевченковский и его свита, состоящая из двух десятков служилых людей от рядовых автоматчиков до старших офицеров. Здесь уместно заметить, что фамилия указанного генерала могла иметь совершенно другое звучание, так как в тот период многие высокие начальники занижали свои воинские звания и заменяли фамилии [см. у Ковтун-Станкевича: «В Чите представляюсь Маршалу Советского Союза Р.Я. Малиновскому. Он направляет меня к начальнику штаба генералу армии М.В. Захарову. Здесь они оба в звании генерал-полковника и фамилии у них другие…» – В.С.].

 

С целью приземлиться на военном аэродроме китайского города Мукден, Си-47, преодолев густую облачность над цепью Большого Хингана, встретился с ясным небом и с тремя своими надёжными защитниками – с тремя истребителями конструкции Яковлева. Об этой встрече экипаж Си-47 был поставлен в известность ещё на земле.

 

Полёт до Мукдена длился 6 часов 45 минут, о чём беспристрастно повествует запись в «Личной летной книжке» автора этих строк…

 

***

«Нью-Йорк таймс»,

Редактору.

 

Мистер редактор!

Случай, свидетелем которого я был, может осветить небольшой кусочек истории.

 

Мукден. Два японских истребителя «И-00» разбиваются вдрызг в доказательство непримиримости с русской «коммунистической яростью».

И тут приплетается «Либерейтор» Соединённых Штатов. Стреляет во все стороны. Два истребителя СССР едва «уговорили» его приземлиться.

Я щупал аэроплан руками и руками же знакомился с членами экипажа.

Одному из них, Китринскому, я подарил японскую саблю, чтобы он готовил этим оружием себе окрошку и усмирял жену.

А один из членов экипажа слишком плохо говорил по-русски и, надо сказать, устыдил этим советских лётчиков, не отличающих «гуд бай» от «бай гуд».

 

При этом прилагаю книгу генерала …

И усмотрите на странице …, что он там дипломатически написал об этом случае.

 

Павел Прийдак, воздушный стрелок-радист

 

 

***

Вот как вспоминает про этот эпизод войны военный комендант Мукдена А.И. Ковтун-Станкевич:

«…В штаб фронта [с началом военных действий – ночью 9 августа 1945 г. армия форсировала р. Аргунь у небольшой приграничной деревушки Старо-Цурухайтуй и начала продвижение в глубь Маньчжурии – штаб Забайкальского фронта переместился из Читы в Монголию, в местечко Тамцак-Булак, известное по событиям на Халхин-Голе в 1939 г., тогда там размещалась ставка советского командования. Командующий Забайкальским фронтом – Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский – В.С.] мы добрались поздно вечером. Павловский [Николай Осипович Павловский, начальник оперативного управления фронта – В.С.], к которому я немедленно явился, сразу же направил меня к командующему фронтом. Маршал Малиновский принял меня и приказал быть готовым к отлёту в г. Мукден, куда после капитуляции предполагалось переместить штаб фронта. Я назначался военным комендантом города. В моё распоряжение для обеспечения охраны выделялся батальон мотоциклистов из 6-й танковой армии. С помощью этих сил необходимо было навести порядок в городе с населением свыше двух миллионов человек [к концу 1944 г. население города фактически составляло около 2,5 млн. человек – В.С.].

Вдобавок капитулировавшие японские войска ещё не покинули Мукден. Части 6-й танковой армии также следовали в город, но их задерживали размытые ливнями дороги.

Утром 20 августа я, мой заместитель подполковник И.Н. Кравченко и батальон мотоциклистов вылетели с аэродрома Тамцак-Булак в Мукден. Что ждёт нас там?..

Вот и аэродром. С воздуха видим огромное поле, сплошь уставленное самолётами. Штурман говорит, что это японские. Несколько самолётов выруливают на старт. Садимся. В это время два японских истребителя взмывают в воздух. Кто дал им право на взлёт? Это ведь нарушение условий капитуляции. Старший японский офицер на аэродроме говорит, что разрешение на взлёт никто не давал; по глазам видно, что говорит неправду. Пока мы разбирались, они сделали несколько кругов над аэродромом, набирая высоту, а затем, войдя в штопор, врезались в землю метрах в двухстах от наших самолётов. Раздался взрыв. Обломки машин разлетелись в воздухе. Чуть-чуть ближе – и от наших самолётов могло остаться одно воспоминание. По лицам японских солдат и офицеров было видно, что они восхищены поступком своих лётчиков. Как потом удалось выяснить, эти лётчики были не согласны с приказом императора о капитуляции и решили покончить с собой. Хорошо, что они не спикировали на наши самолёты.

Итак, мы в Мукдене, втором по величине городе Маньчжурии. Начинается новая страница моей жизни…».

 

***

О мадам Чан Кайши

Из воспоминаний А.И. Ковтун-Станкевича:

«Гоминьдановцы решили с помощью японцев поднять восстание в Мукдене. Путч подготавливался в строгой тайне. Организаторы путча рассчитывали, что население Мукдена поддержит их и выступит против нас. Первым объектом нападения намечались районы комендатуры города. …По тревоге был поднят мотоциклетный батальон и направлен к месту боя. Несколько наших броневиков быстро навели порядок, и к утру с путчем было покончено. Захваченные террористы на допросах молчали. Мы передали их нашим следственным органам.

Незадолго до декабрьского путча я был извещён, что в Мукден намерена прибыть с визитом мадам Сун [Сун Мэйлин – В.С.] – жена Чан Кайши. К счастью, после её неудачного визита в Ставку нашего командования она лишь появилась со своим самолётом на мукденском аэродроме и остановиться в Мукдене не пожелала.

…чанкайшисты хотели, чтобы их воинские части вошли во все пункты, где расположены наши войска. Они намеревались использовать нас как своего рода щит, прикрывающий их от Народно-освободительной армии Китая, иными словами, рассчитывали укрепить свою власть, опираясь на мощь Советской Армии. Визит мадам Сун, о котором я упоминал выше, был предпринят для того, чтобы договориться с нашим командованием о длительной оккупации советскими войсками Маньчжурии. Одновременно в Москве китайское посольство вело переговоры в Министерстве иностранных дел. Потребовалось принять срочные меры, чтобы сорвать коварные замыслы чанкайшистов…».

 

 

Примечания

1. Эта заметка родилась из фронтовых зарисовок нашего отца, воздушного стрелка-радиста Павла Иосифовича Прийдака.

К одному из юбилеев победы СССР над империалистической Японией в отечественных СМИ прошла волна всевозможных публикаций (интервью, воспоминания и т.д.) на эту тему. Одна из таких публикаций, принадлежавшая перу американского журналиста и посвященная описываемому в заметке мукденовскому эпизоду войны, возмутила отца искажением фактов, и он решил обнародовать заметку.

К сожалению, заметка «В небе над Мукденом» осталась незавершенной. По замыслу Павла Иосифовича Прийдака, в заметке планировалось рассказать и про Чан Кайши, и про Мукден, и про японских лётчиков-камикадзе, покончивших с собой на его глазах, и про мадам Чан Кайши, которую ему посчастливилось лицезреть (отец часто рассказывал нам обо всём этом).

2. «Личная лётная книжка» в Военных Воздушных Силах Красной Армии была введена в конце 1944 г. «Положение о личной лётной книжке» было утверждено 29 ноября 1944 г. заместителем командующего Военных Воздушных Сил Красной Армии генерал-полковником авиации Никитиным.

«Личная лётная книжка лётно-подъёмного состава Военных Воздушных Сил Красной Армии является документом, характеризующим лётную учебную, учебно-боевую и боевую работу её владельца. Весь без исключения лётно-подъёмный состав Военных Воздушных Сил Красной Армии, фактически несущий лётную службу, обязан иметь личные лётные книжки, за ведение которых согласно установленным правилам несут ответственность командиры частей, начальники школ и начальники учреждений, в подчинении которых находится лётно-подъёмный состав».

3. А.И. Ковтун-Станкевич (1900 – ?) – генерал-майор в отставке, член. КПСС с 1919 г., участник гражданской войны. В 1919 г. добровольцем вступил в Красную Армию. Служил в дивизии Щорса, затем в конном полку Червонного казачества под командованием В.М. Примакова. В 1927-1939 гг. находился на хозяйственно-партийной работе. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы, Севастополя. В качестве командира дивизии освобождал Румынию, Венгрию, Австрию, Чехословакию, штурмовал Будапешт и Вену. В 1945 г. участвовал в освобождении Северо-Восточного Китая от японских захватчиков. В 1945-1946 гг. был комендантом Мукдена. В 1946 г. – комендант Харбина. После войны вёл работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи.

4. "Точка" «Ленинград» – это условное название временного полевого аэродрома в местечке Тамцак-Булак Монгольской Народной Республики.

5. Во время второй мировой войны атаки свыше 5000 японских лётчиков-камикадзе завершились успешно (лётчик при этом погиб).

 

 

Источники

Копия рукописного оригинала заметки П.И. Прийдака «В небе над Мукденом»

• По дорогам Китая 1937 – 1945 /Составитель и автор примечаний В.Я. Чудодеев. М.: Наука, 1989.

Douglas C-47 Skytrain

• Малиновский, Родион Яковлевич – Википедия

• Шэньян – Википедия

• Яндекс.Словари: Шэньян

• Яндекс.Словари: Мукден

• Мукден – Викизнание

• Мукден (Mukden). Русско-японская война

• А.И. Ковтун-Станкевич. Комендант Мукдена

• Гоминьдан – Википедия

• Чан Кайши – Википедия

• Три века мадам Чан Кайши

• Та, которая любила власть

• Мадам Чан Кай-ши

• Вдова Чан Кайши умерла в возрасте 105 лет

• Атаки камикадзе

• Военный дневник Хорикоши Дзиро

• Хорикоши Дзиро, Окумия Матасаки, Кайдин Мартин (Horikoshi Jiro, Okumiya Masatake, Caidin Martin). «ЗЕРО!» (японская авиация во Второй мировой войне)

• Андрей Фирсов. Авиация Японии во второй мировой войне

• Анатолий Демин. Бой с тенью. Авиация гражданской войны в Китае 1945–1950

• Забытые истребители Второй Мировой войны

• В. Котельников, О. Лейко. Дальние рейды

• Владимир Котельников. Liberator. Боевое применение

• Авиатехника Второй мировой войны

• Япония в войне 1941–1945 гг.

The New York Times – Breaking News, World News&Multimedia

 

 

***

Приложения

1. Победа над Японией. Конец второй мировой войны.

Обращение И.В. Сталина к народу

 

Товарищи!

Соотечественники и соотечественницы!

Сегодня, 2 сентября, государственные и военные представители Японии подписали акт безоговорочной капитуляции. Разбитая наголову на морях и на суше и окружённая со всех сторон вооружёнными силами Объединённых наций, Япония признала себя побеждённой и сложила оружие. Два очага мирового фашизма и мировой агрессии образовались накануне нынешней мировой войны: Германия – на западе и Япония – на востоке. Это они развязали Вторую мировую войну. Это они поставили человечество и его цивилизацию на край гибели. Очаг мировой агрессии на западе был ликвидирован четыре месяца назад, в результате чего Германия оказалась вынужденной капитулировать. Через четыре месяца после этого был ликвидирован очаг мировой агрессии на востоке, в результате чего Япония, главная союзница Германии, также оказалась вынужденной подписать акт капитуляции.

Это означает, что наступил конец Второй мировой войны.

Теперь мы можем сказать, что условия, необходимые для мира во всем мире, уже завоёваны.

Следует отметить, что японские захватчики нанесли ущерб не только нашим союзникам – Китаю, Соединённым Штатам Америки, Великобритании. Они нанесли серьёзнейший ущерб также и нашей стране. Поэтому у нас есть ещё свой особый счёт к Японии.

Свою агрессию против нашей страны Япония начала ещё в 1904 году во время русско-японской войны. Как известно, в феврале 1904 года, когда переговоры между Японией и Россией ещё продолжались, Япония, воспользовавшись слабостью царского правительства, неожиданно и вероломно, без объявления войны, – напала на нашу страну и атаковала русскую эскадру в районе Порт-Артура, чтобы вывести из строя несколько русских военных кораблей и создать, тем самым, выгодное положение для своего флота. И она действительно вывела из строя три первоклассных военных корабля России. Характерно, что через 37 лет после этого Япония в точности повторила этот вероломный приём в отношении Соединённых Штатов Америки, когда она в 1941 году напала на военно-морскую базу Соединённых Штатов Америки в Пирл-Харборе и вывела из строя ряд линейных кораблей этого государства. Как  известно, в войне с Японией Россия потерпела тогда поражение. Япония же воспользовалась поражением царской России для того, чтобы отхватить от России южный Сахалин, утвердиться на Курильских островах и, таким образом, закрыть на замок для нашей страны на Востоке все выходы в океан – следовательно, также все выходы к портам советской Камчатки и советской Чукотки. Было ясно, что Япония ставит себе задачу отторгнуть от России весь её Дальний Восток.

Но этим не исчерпываются захватнические действия Японии против нашей страны. В 1918 году, после установления советского строя в нашей стране, Япония, воспользовавшись враждебным тогда отношением к Советской стране Англии, Франции, Соединённых Штатов Америки и опираясь на них, вновь напала на нашу страну, оккупировала Дальний Восток и четыре года терзала наш народ, грабила Советский Дальний Восток.

Но и это не всё. В 1938 году Япония вновь напала на нашу страну в районе озера Хасан, около Владивостока, с целью окружить Владивосток, а в следующий год Япония повторила своё нападение уже в другом месте, в районе Монгольской Народной Республики, около Халхин-Гола, с целью прорваться на советскую территорию, перерезать нашу Сибирскую железнодорожную магистраль и отрезать Дальний Восток от России.

Правда, атаки Японии в районе Хасана и Халхин-Гола были ликвидированы советскими войсками с большим позором для японцев. Равным образом была успешно ликвидирована японская военная интервенция 1918 – 1922 годов, и японские оккупанты были выброшены из районов нашего Дальнего Востока. Но поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны оставило в сознании народа тяжёлые воспоминания. Оно легло на нашу страну чёрным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня. И вот, этот день наступил. Сегодня Япония признала себя побеждённой и подписала акт безоговорочной капитуляции.

Это означает, что южный Сахалин и Курильские острова отойдут к Советскому Союзу и отныне они будут служить не средством отрыва Советского Союза от океана и базой японского нападения на наш Дальний Восток, а средством прямой связи Советского Союза с океаном и базой обороны нашей страны от японской агрессии.

Наш советский народ не жалел сил и труда во имя победы. Мы пережили тяжёлые годы. Но теперь каждый из нас может сказать: мы победили. Отныне мы можем считать нашу Отчизну избавленной от угрозы немецкого нашествия на западе и японского нашествия на востоке. Наступил долгожданный мир для народов всего мира.

Поздравляю вас, мои дорогие соотечественники и соотечественницы, с великой победой, с успешным окончанием войны, с наступлением мира во всём мире!

Слава Вооружённым Силам Советского Союза, Соединённых Штатов Америки, Китая и Великобритании, одержавшим победу над Японией!

Слава нашим дальневосточным войскам и Тихоокеанскому военно-морскому флоту, отстоявшим честь и достоинство нашей Родины!

Слава нашему великому народу, народу-победителю! Вечная слава героям, павшим в боях за честь и победу нашей Родины!

Пусть здравствует и процветает наша Родина!

 

***

2. УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР

«Об объявлении 3 сентября ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ над Японией»

В ознаменование победы над Японией установить, что 3 сентября является днём всенародного торжества — ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ над Японией.

3 сентября считать нерабочим днем.

 

Председатель Президиума

Верховного Совета СССР М. Калинин.

 

Секретарь Президиума

Верховного Совета СССР А. Горкин.

Москва, Кремль, 2 сентября 1945 г.

 

***

3. Что представлял собой Си-47

Фактически, Си-47, Ли-2, ПС-84, ТС-62, ТС-82 – всё это варианты (переделки, реконструкции, модификации) американского самолета Douglas C-47 (DC-3). Всего, по ленд-лизу, США поставили Советскому Союзу 709 «C-47». Поставки С-47 из США прекратились после победы над Японией. До середины 50-х гг. XX в. Douglas C-47 составляли значительную часть парка Аэрофлота (эти самолёты долго сохраняли военные опознавательные знаки – красные звёзды с белой окантовкой). После прекращения поставок из США постепенно возникли трудности с запасными частями.

В 1957 г. министерство гражданской авиации СССР сняло ТС-62 и другие варианты С-47 с эксплуатации. Экипажи потом долго вспоминали комфорт, продуманность конструкции и аккуратность изготовления американских машин.

За рубежом С-47 летают и сейчас. Эти самолёты-долгожители участвовали практически во всех войнах, произошедших с тех пор в мире. Эта надёжная, прочная и экономичная машина так же, как и её советский собрат Ли-2, вполне заслужила свою поистине легендарную репутацию.

Поступившие в Советский Союз машины имели лишь один вариант окраски – классический американский: сверху и сбоку – оливковый, снизу – серый.

Первоначально «Дугласы» поставляли в Советский Союз с американскими знаками, белыми звездами в синем круге. У нас поверх белых звёзд наносились красные, а синие круги, как правило, оставлялись. Затем появились адаптированные к нашим потребностям красные звёзды в белом круге – на фюзеляже и снизу на крыле. Белые круги, как демаскирующие, обычно на местах закрашивались. Осенью 1944 г. на американских заводах сразу стали наносить обычные советские красные звёзды с белой окантовкой без кругов – на фюзеляже и снизу на крыле.

На всех американских машинах на киле были серийные номера жёлтого цвета – первая цифра обозначала год выпуска, остальные – номер самолёта. По причине интернациональной любви военных к порядку эти номера у нас закрашивались редко – они, порой, были единственным отличительным знаком самолёта при эксплуатации. В частях дополнительно наносились бортовые номера различных цветов, нередко, необычно большие для советских ВВС, вплоть до четырёхзначных.

Лопасти винтов на С-47 окрашивались чёрным, их концы жёлтым, а набегающие грани были стальными. На кромках крыльев, стабилизатора и киля – резиновые антиобледенители первоначально чёрного, а в процессе эксплуатации тёмно-серого цвета. Интерьер кабины – зелёный. Ниши шасси и т.п. – жёлтые.

 

Лётно-технические характеристики С-47А:

Размах крыла, м – 29,11

Длина, м – 19,43

Высота, м – 5,16

Площадь крыла, м2 – 91,69

Масса, кг

       пустого самолёта – 8103

       нормальная взлётная – 11793

       максимальная взлётная – 14061

Тип двигателя – 2-а поршневых двигателя Pratt Whitney R-1830-93 Twin Wasp

Мощность, л.с. – 2х1200

Максимальная скорость, км/ч – 369

Крейсерская скорость, км/ч – 257

Практическая дальность, км – 2575

Практический потолок, м – 7315

Экипаж – 3 человека

Полезная нагрузка – 2722 кг груза (или 28 парашютистов, или 14 раненых с 3 сопровождающими)

 

***

4. Что представлял собой

Концепция японского военного самолётостроения копировала американское деление авиации на морскую (авианосную) и сухопутную. Накануне вступления во вторую мировую войну японское командование рассчитывало на быструю победу, возлагая основные надежды на авианосные военные самолёты, в первую очередь, на неизвестные американской разведке истребители А6М2 «типа 0», получившие сначала у американских лётчиков наименование «Зеро», а позднее, «Зеке» или «Зики» (в переводе с японского – «чёрт»).

Следует отметить, что все типы японских самолетов, как морских, так и сухопутных, обозначались одинаково: годом запуска в серию (от начала династии Мейдзи).

Мицубиси А6М2 (кстати, МицубисиMitsubishi – в переводе с японского означает мицу + биси – «три алмаза») стал для разведки США «типом 0» в морской авиации (1940 г.), хотя так обозначался и сухопутный Ki-43. Это вносило страшную путаницу, когда в донесениях резидентов и данных радиоперехвата фигурировал, казалось бы, один самолёт, но при рассмотрении деталей становилось видно, что это – принципиально различные машины. Поэтому зачастую американцы давали личные условные имена японским самолетам: истребителям и разведчикам – мужские, а бомбардировщикам – женские.

Советская стратегическая разведка в этих маркировках так и не разобралась, и именовала японские самолеты по назначению с добавлением типового номера (например, «Зеро» – «И-00»). Так, истребитель Накадзима Ki-27 «тип 97» именовался просто И-97, одномоторный тактический бомбардировщик Мицубиси Ki-30ЛБ-97, а двухмоторный средний бомбардировщик Мицубиси Ki-21СБ-97.

 

Лётно-технические характеристики истребителя Мицубиси А6М2 («тип 0», «Зеро», «Зики», «И-00»):

Двигатель: Накадзима NK1C «Сакаэ 12», мощностью 950 л.с.

Размеры, м – 12х9,06х3,05

Скорость, км/час – 533

Потолок, м – 10000

Дальность полёта, км – 3100

Вес, кг – 1680 (пустой), 2410 (взлетный)

Вооружение: две 20-мм пушки (боекомплект – 120 снарядов; скорострельность – 60 выстрелов в минуту), два 7,7-мм пулемета (боекомплект – 1360 патронов; скорострельность – 500 выстрелов в минуту), две 60-кг бомбы

Экипаж – 1 человек

Кабина пилота не имела брони (видимо, «Зеро» изначально был рассчитан на жертвенность камикадзе).

 

В начале второй мировой войны истребитель «Зеро» по огневой мощи превосходил любой вражеский самолет. Скорость 300 миль/час позволяла ему догнать любой самолёт противника. Сочетание превосходства в скорости, великолепной маневренности и огневой мощи давало японским пилотам самолёт, который мог уничтожить любого врага (американские военные эксперты не рекомендовали своим лётчикам вступать в бой с этой машиной с использованием фигур высшего пилотажа).

Считается, что только наличие «Зеро» позволило Японии достичь таких успехов в первый период войны.

Ведущим инженером, проектировавшим «Зеро» и другие японские истребители, был Хорикоши Дзиро.

 

***

5. Что представлял собой «Либерейтор»

Лётно-технические характеристики:

Размах крыла, м – 33,53

Длина, м – 19,56

Высота, м – 5,49

Площадь крыла, м2 – 97,46

Масса, кг

      пустого самолета – 17236

      нормальная взлётная – 25401

      максимальная взлётная – 32296

Тип двигателя – 4-е поршневых двигателя Pratt Whitney R-1830-6

Мощность, л.с. – 4х1200

Максимальная скорость, км/ч – 483

Крейсерская скорость, км/ч – 346

Практическая дальность, км – 2736

Практический потолок, м – 8534

Экипаж – 10 человек

Вооружение – десять 12,7-мм пулеметов Browning в носовой части, верхних, подфюзеляжных и хвостовых турельных установках и в боковых окнах.

 

 

 

***

Дополнения к фундаментальным словарям русского языка

Как правильно?..

Новейшая фразеология. Дополнения к сборникам фразеологии и крылатых слов

Новейший словарь аббревиатур русского языка

Ономастикон (Словарь личных имен)

Словарь цветов и цветовых оттенков

 

 

 

 

Путеводитель по сайту

18+

© 2016. All rights reserved.

Авторство всех материалов сайта https://netler.ru принадлежит Валерию Сидорову и охраняется Законом о защите авторских прав. Использование материалов сайта в offline-изданиях без согласования с автором категорически запрещается. В online-изданиях разрешается использовать материалы сайта при условии сохранения имени и фамилии автора и активной гиперссылки на сайт https://netler.ru.