Путеводитель по сайту

Baidu: не ходил, а вдруг пойду?!

Netler.ru - Слово о ПК и PC, или Хроника рефлексирующего сисадмина

RSS: новые статьи сайта «Слово»·RSS: новые статьи сайта «Слово»

·Статьи

·О ПК и PC

·Страничка Настроения

 

Find us on Facebook·Find us on Facebook

·ВКонтакте

 

·SAPE.RU – покупка и продажа ссылок

 

·Аксессуары для сотовых телефонов





 

 

Baidu: не ходил, а вдруг пойду?!

 

 

***

Ли спрашивает Джона, открывается ли у него Google?

Джон отвечает: «Да».

«Странно, а у меня – только Baidu!..», – говорит Ли.

Компьютерные байки

 

***

Baidu отлично ищет всякую байду!

(Шуточный слоган, придуманный неизвестным рунетчиком).

 

 

***

Что такое Baidu

С ростом роли Интернета, как Глобального Источника Информации, естественно и закономерно, что самой популярной поисковой системой в мире (и – по совместительству! – самым посещаемым сайтом в мире) стал Google. Но не везде поисковому гиганту отдается предпочтение, например, в России рунетчики всё еще предпочитают не гуглить, а яндексить.

А вот в Китае интернетчики чаще всего задают вопросы поисковику Baidu.

 

Компания Baidu была основана в 2000 г. – много позже мировых лидеров веб-поиска, – однако она буквально ворвалась в первую десятку самых посещаемых сайтов мира, – этому способствует стремительный рост аудитории пользователей Интернета в Китае (на январь 2010 г. – 360 млн.!).

Сайт Baidu.com в Китае известен всем интернетчикам: это не только самый популярный китайский поисковик, но и самый посещаемый в Поднебесной сайт (по статистике Alexa the Web Information Company, на начало марта 2010 г. Baidu – 8-й по посещаемости сайт в мире!). Среди поисковиков, согласно ежемесячному отчету компании Net Applications (на начало марта 2010 г.), Baidu занимает 4-е место (рыночная доля – 2,61%).

 

В индексе Baidu содержится около 800 млн. веб-страниц (в том числе более 100 млн. – на китайском языке), около 100 млн. изображений и свыше 15 млн. медиафайлов.

По данным агентства ComCore, Baidu ежемесячно обрабатывает свыше 10 млрд. поисковых запросов (для сравнения: «Яндекс» обрабатывает за месяц около 3 млрд. запросов).

Согласно данным шанхайского агентства Iresearch, Baidu контролирует 63% китайского рынка интернет-поиска (на 2-м месте Google – 33%).

В 2009 г. доходы Baidu составили $651,6 млн. (на 39,1% больше, чем в 2008 г.), чистая прибыль – $217,6 млн. (рост на 41,7%).

 

Кроме своего основного предназначения – поиска – Baidu предоставляет пользователям следующие сервисы:

Байдупедия – свободная и «правильная» энциклопедия;

Байду.Посты – многочисленные форумы на всевозможные темы;

Байду.Пространство – блог и фотоальбом;

Байду.Деньги – платежная система;

Байду.Закачка – собственная файлообменная система;

Байду.Закладки – социальные закладки на нужные сайты, поисковые запросы и т.д.;

Байду.Знакомства;

Байду.Знаю — сервис вопросов и ответов;

Байду.Игры – многопользовательские онлайн-RPG, стратегии, гонки;

Байду.Индекс – индекс ценных бумаг;

Байду.Карты – картографический сервис («правильный», без всяких секретных военных баз, считающий, например, Тибет – китайской территорией и т.д.);

Байду.Новости — новостной RSS-агрегатор;

Байду.Финансы – финансовые сервисы;

– …

 

 

***

Этимология названия

Название поисковика 百度 (можно перевести как «Поиск Мечты», переводят и более прозаично – «100 раз») заимствовано из стихотворной поэмы времен династии Сун (XII в.), в которой рассказывается о том, как мужчина ищет свою прекрасную возлюбленную в праздничной толпе.

 

В современном китайском языке иероглифы, из которых составлено название поисковика, означают:

– 100;

– степень.

А всё вместе – 百度 Baidu (Байду).

 

Вам это ничего не напоминает?

 

«– Что означает слово «Google»?

Гугол – это очень большое число, – ответил Пейдж, – единица с сотней нулей. Мы очень долго подбирали название для нашей поисковой системы. В конце концов остановились на этом. Мы тогда точно не знали, как оно пишется, и писали его как google, что неправильно, поскольку на самом деле этот математический термин пишется как «googol». К сожалению, большинство людей не знают об этом» (Дэвид А. Вайз, Марк Малсид. Google. Прорыв в духе времени).

 

То есть, можно сказать, что Baidu означает то же, что и Google googol (число 10 в степени 100). Напрашивается вывод, что название поисковика Baidu – это китайская калька «неправильного» слова Google.

 

 

***

История взлета

Компания Baidu была основана друзьями-стартаперами Робином Ли и биохимиком Эриком Сю в 2000 г., – когда им удалось привлечь $1,2 млн. стартового капитала от американских венчурных компаний Integrity Partners и Peninsula Capital. Спустя год венчурные компании Draper Fisher Jurvetson и IDG Technology Ventures инвестировали в Baidu еще $10 млн.

На первых порах Ли и Сю предлагали сервис Baidu бурно растущим китайским веб-порталам в качестве платного приложения. Им удалось заполучить в клиенты нескольких крупных заказчиков, однако прибыли это не приносило, – и Ли понял, что компания движется в тупик. «Я хотел и дальше совершенствовать поисковую систему, однако веб-порталы не хотели за это платить, – вспоминает Ли. – Именно тогда я решил, что нам нужно создать поисковый сервис под собственным брендом».

В 2001 г. Ли отказался от контрактов с веб-порталами, лишившись таким образом всех источников дохода, и «перезапустил» Baidu в качестве сайта-поисковика для обычных пользователей. К концу 2002 г. количество китайских сайтов, индексируемых Baidu, было на 50% больше, чем у любого конкурента. Еще через год Baidu стала лидирующей поисковой системой в Китае.

 

К 2005 г., когда Baidu решила стать публичной компанией, ее годовой доход достиг $13,4 млн. В день IPO на NASDAQ акции Baidu установили рекорд 10-летия: выставленные на торги по начальной цене $27 за штуку, они к концу торговой сессии подорожали более чем в 4 раза. Сегодня акции Baidu торгуются по цене от $370 (текущая капитализация компании превышает ее прибыль в 65 раз).

 

Baidu шла к успеху путями, которые не одобряются законопослушным интернет-сообществом. Например, к моменту выхода компании на IPO, около 25% ее трафика обеспечивалось за счет поиска пиратских mp3-файлов. В настоящее время поиск таких файлов дает менее 5% трафика Baidu, – компания вынуждена принимать меры, призванные улучшить ее международную репутацию.

 

За 10 лет Робин Ли превратил компанию Baidu из маленькой фирмы с небольшим количеством сотрудников-энтузиастов в предприятие со штатом из 7000 человек и рыночной капитализацией $13 млрд. Ли занял 7-е место в списке богатейших людей Китая; принадлежащий ему пакет акций Baidu оценивается примерно в $2,1 млрд. Ли стал одним из кумиров Китая.

 

 

***

Кто такой Робин Ли

Робин Ли родился в 1968 г. в семье рабочих в Янькване (небольшой городок к юго-западу от Пекина). Отличная учеба в школе открыла ему двери в Пекинский университет, а затем и в магистратуру Университета штата Нью-Йорк в Буффало, по окончании которой Ли поступил на работу в IDD, дочернюю компанию Dow Jones. В 1996 г. он написал для Dow Jones алгоритмическую программу для оценки сайтов, получившую название RankDeх (примерно в это же время Ларри Пейдж и Сергей Брин создали аналогичную алгоритмическую программу, которую они сначала назвали BackRub, а позднее – Google).

После IDD Ли перешел на работу в Infoseek – одну из первых поисковых компаний, а в 1999 г. получил от китайских властей приглашение приехать в Пекин на торжества в честь 50-летия КНР. Увидев огромные перспективы, открывающиеся в Китае в связи с вступлением страны в эру Интернета, Ли решил рискнуть – и занялся бизнесом на Родине…

 

 

***

Противостояние Baidu и Google

Общеизвестно, что для иностранцев Китай – очень привлекательный, но чрезвычайно сложный и непредсказуемый рынок. Три четверти населения страны пока не имеют никакого представления об Интернете, но те 25%, которые пользуются Глобальной Сетью, численностью превосходят всё население США! Жесткая цензура (в том числе интернет-цензура) и установленные китайскими властями законы, позволяющие вторгаться в личную жизнь людей, не позволяют развернуться в полную силу западным компаниям.

 

Было время, когда Google владела 2,6% акций Baidu, но в 2005 г. компания продала эту долю и получила государственную лицензию на работу в Китае под маркой Google China. Был зарегистрирован домен google.com.cn (позже были зарегистрированы google.cn и g.cn). С тех пор компания сделала несколько крупных инвестиций в экономику Китая (точные объемы вложений не разглашаются) и сейчас зарабатывает в этой стране около $250 млн. в год.

Аналитики еще в 2005 г. весьма осторожно высказывались о судьбе китайской поисковой системы, – в первую очередь потому, что Google согласился с требованием правительства КНР о цензурировании результатов поиска. Для компании, работающей под девизом «Не делай зла!», такой подход выглядел необычно и непривычно. Но, как известно, деньги не пахнут, – иначе Google не позволили бы вести бизнес в Китае.

 

Китайские сотрудники Google, считают, что мере приобщения всё большего числа простых китайцев к Интернету «элитная» репутация Google играет на руку Baidu: «продвинутые» интернет-пользователи предпочитают Google, но рынок растет за счет непритязательных пользователей. Но они не унывают: ведь по мере того, как китайские интернет-пользователи будут становиться более продвинутыми, у них будет возникать потребность в более качественном поисковом сервисе, а все мы знаем, как его зовут…

 

Google пытается бороться с Baidu разными способами, например, ведутся переговоры о партнерстве с двумя крупнейшими китайскими информационными порталами – Tianya.com и Sina.com. Цель переговоров – разместить на этих сайтах поисковую строку Google на видном месте.

 

После недавнего конфликта интернет-гиганта с китайским правительством Google получил официальное предостережение – от попытки снять цензурные фильтры с выдачи поисковых результатов, – так что у интернет-гиганта, видимо, нет другого выхода, кроме как закрыть Google.cn

 

 

***

Как пользоваться поисковиком

Зайдите на сайт Baidu.com;

 

Baidu: не ходил, а вдруг пойду?!

 

 

– в текстовое поле введите поисковый запрос, нажмите Enter;

– ознакомьтесь с результатами.

 

Как это принято сейчас среди лидеров интернет-поиска, Baidu поддерживает подсказки – по мере ввода поискового запроса:

 

Baidu: не ходил, а вдруг пойду?!

 

 

Лучше всего Baidu – естественно! – индексирует Кинет (Синет) – китайский сектор Интернета. Хорошо проиндексирован англоязычный сектор Интернета, сравнительно неплохо – Рунет.

 

Если вам нужно найти что-то в китайском секторе Интернета (а тем более, если вы владеете китайским!), Baidu здесь – вне конкуренции! Однако не-китайцу пользоваться этим поисковиком сложновато.

 

 

***

Baidu присущи здоровые международные амбиции: Робин Ли считает, что со временем большую часть своих доходов компания будет зарабатывать именно на международных рынках.

Сможет ли Baidu обыграть Google за пределами Поднебесной? «Рано или поздно мы их победим!», – уверен Ли.

 

Международные ИТ-аналитики считают, что грандиозная битва за господство на мировом рынке поисковых систем – уже не за горами. «Китай будет крупнейшим интернет-рынком в мире, – говорит Гэри Ришел, соучредитель шанхайской компании Qiming Ventures. – И если корпорация Google не добьется лидерства на китайском рынке, то будет ли она действительно мировым лидером среди поисковых систем?».

Поживем – увидим…

 

 

Примечания

1. Американские интернетчики китайского происхождения утверждают, что Baidu частенько блокируется в США (американская «демократия» и «свобода слова» – в действии!..).

2. В Baidu действует поиск по ключевым словам, введенным в строке ввода. Возможен выбор расширенного поиска, в котором учитывается регион, к которому относится сайт, положения ключевых слов, выбор логических отношений между ключевыми словами и т.д.

Кроме того, существуют и некоторые особенности поиска – для удобства работы с китайским языком: ввод ключевых слов при помощи пинь-инь (фонетической транскрипции), а не иероглифов; возможность исправления неправильно введенных иероглифов, передающих слова с одинаковым звучанием.

3. С апреля 2008 г. реклама, появляющаяся на сайте Baidu в ответ на поисковые запросы, размещается только в правой части экрана или в левом верхнем углу. Новая платформа получила по-китайски высокопарное название «Гнездо Феникса». В 2008 г. канадская фирма Enquiro Research провела исследование, целью которого было выяснить, в какую часть монитора направлены взгляды пользователей ПК. Согласно полученным данным, на сайте Baidu пользователи тратили вдвое больше времени на поиск нужной ссылки, чем на сайте Google China (Google.cn) – отчасти именно из-за того, что у Baidu результаты поиска перемежались рекламой. Кроме того, пользователи Baidu привыкли игнорировать правую часть страницы поисковика: согласно отчету Credit Suisse, к рекламе, которая там расположена, они обращаются в 10 раз реже, чем к рекламе, перемежающейся с результатами поиска.

 

Валерий Сидоров

 

 

***

Статьи о ПК и PC

Вирусы vs. антивирусы

 

 

 

 

 

Путеводитель по сайту


18+

© Сидоров В.В. 2014. All rights reserved.

При использовании материалов сайта «Слово» прошу указывать источник информации!