Путеводитель по сайту

Пафосное Евангелие от Никиты, или Как нам перестроить Россию?..

Netler.ru - Слово о ПК и PC, или Хроника рефлексирующего сисадмина

RSS: новые статьи сайта «Слово»·RSS: новые статьи сайта «Слово»

·Статьи

·О ПК и PC

·Страничка Настроения

 

Find us on Facebook·Find us on Facebook

·ВКонтакте

 

·SAPE.RU – покупка и продажа ссылок

 

·Аксессуары для сотовых телефонов





 

 

Пафосное Евангелие от Никиты, или Как нам перестроить Россию?..

 

 

 

 

***

Привет вам задушевный, братья,

Со всех славянщины концов,

Привет наш всем вам, без изъятья!

Для всех семейный пир готов!

Федор Тютчев. Славянам

 

 

***

Манифест Просвещенного Консерватизма

26 октября 2010 г. в 15:34 мск случилось знаменательное событие (нет-нет, Владимир Владимирович не поссорился с Дмитрием Анатольевичем!..): миру был явлен Манифест Просвещенного Консерватизма от кинорежиссера Никиты Михалкова.

Манифест (его объем составляет 29 страниц печатного текста в формате A4) был опубликован в ИД «Сибирский цирюльник» (в ограниченном количестве экземпляров) и, по сообщениям СМИ, передан руководителям российского государства.

 

…К творчеству Михалкова можно относиться по-разному, но то, что он – нравится это кому-то или нет! – является неординарной Личностью и заметным явлением российской культуры, – не подлежит сомнению. Поэтому, когда «мэтр отечественного кинематографа» пытается выступить в роли национального оракула, – он имеет право быть услышанным (по крайней мере, хотя бы выслушанным!).

 

Что же представляет собой этот Манифест?

Интересна структура документа, – он состоит из 22-х частей: «Введение»; «Что делать?»; «Просвещенный консерватизм и просвещенные консерваторы — кто они?»; «Наши избиратели»; «Основные идеи, принципы и ценности просвещенного консерватизма»; «Культура»; «Традиция»; «История»; «Нация»; «Родина и Отечество»; «Национальный вопрос»; «Личность»; «Семья»; «Свобода»; «Государство»; «Политика»; «Армия»; «Власть»; «Информация и коммуникация»; «Собственность и финансы»; «Экономика и финансы»; «Заключение».

 

Кстати, самые пространные разделы Манифеста – «Основные идеи, принципы и ценности просвещенного консерватизма»; «Государство»; «Политика»; «Экономика и финансы».

 

Что характерно, ответ на извечный русский вопрос «Что делать?» дается не в конце Манифеста, а в самом начале, сразу после «Введения».

 

Едва начав читать Манифест, вспомнил солженицынское «Как нам обустроить Россию», – когда «великий вермонтский отшельник» представил – из «Прекрасного Далёка», ведь, как сказал поэт: «Большое видится на расстоянье»! – свою программу «обустройства России»…

 

С первых строк Михалков обильно (даже из-о-бильно!) использует местоимение «мы» («мы убеждены», «мы считаем», «мы должны»…), – хотя подписал Манифест – единолично! – «Никита, Просвещенный Консерватор Всея Великия Руси» (чувствуете параллель – «Мы, Николай II, Император Всея Великия и Малыя и Белыя Руси»?!).

 

Во «Введении», осуществив краткий экскурс в российскую историю, Михалков выявляет пять этапов «жизни Отечества нашего, судьбы Родины нашей»: «Киев! Владимир! Москва! Петербург-Петроград! Москва!».

Пробежав «галопом по историческим европам», Михалков замалчивает те исторические факты, которые не укладываются в его «стройную» теорию.

 

Например, известно, что языческая Русь сопротивлялась (консервативно!) крещению, поэтому, как правило, «крестили русских людей в православную Христову веру» огнём и мечом!.. Это была своего рода «революция сверху», и народ сопротивлялся как мог.

Когда изваяние верховного божества славян Перуна сбросили в Днепр, народ (уже крещенный в новую веру!) бежал по берегу реки и кричал: «Выдыбай, Перуне, выдыбай!..».

 

Далее. Михалков утверждает, что «В ту пору вера органично входила в быт, а быт в веру. Государственная идеология была неотделима от православного миросозерцания».

Всё было не так благообразно и безоблачно. Так называемое двоеверие (православие + язычество) еще долго сохранялось на Руси. Не секрет, что многие языческие обряды – вольно или невольно! – были унаследованы православием.

 

Заканчивая «Введение», Михалков называет развал Советского Союза геополитической революцией и делает вывод: «В итоге мы вступили в XXI век, проживая уже не в «Святой Руси» и не в «Великой России», а на территории Российской Федерации. У нас новые государственные границы: на Кавказе — как в начале XIX века, со Средней Азией — как в середине XIX века, и, что намного драматичнее для нас, с Западом — как в 1600 году, то есть после царствования Ивана Грозного. От Советского Союза, мы, граждане Российской Федерации, унаследовали 75% территории и 51% населения. Более 20 миллионов наших соотечественников оказались за границами России и, в сущности, стали эмигрантами.

Такова цена, заплаченная русским народом за обретенную в конце XX века государственную независимость и личную свободу…».

 

Увы, здесь он лукавит: заплатив цену (и немалую!), мы так и не обрели ни государственной независимости, ни личной свободы!..

 

***

Что делать?..

Во 2-м разделе своего Манифеста Михалков отвечает на извечный русский вопрос – «Что делать?»: «Первое, что нам необходимо, — это установление и поддержание законности и правопорядка в стране. Второе — обеспечение культурной и национальной безопасности (непонятно, что понимается под «культурной безопасностью» – В.С.). Третье — рост «благосостояния для всех» (непонятно, почему «благосостояние для всех» взято в кавычки – В.С.). Четвертое — восстановление чувства гордости и ответственности за свою страну. Пятое — гарантирование социальной справедливости и социальной защиты граждан, а также отстаивание прав и свобод наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье.

Чтобы добиться этого, нам следует:

— возродить силу и мощь российского государства;

— поддержать становление новых для России структур гражданского общества;

— восстановить и укрепить нравственный авторитет власти;

— обеспечить динамичный и устойчивый рост экономики;

— заложить основы правосознания у граждан, воспитать в них чувство уважения к закону, труду, земле и частной собственности».

 

Под этими словами, наверное, подписался бы каждый здравомыслящий россиянин. Но всё-таки, первое, с чего необходимо начать, на мой взгляд, – это изменение национального менталитета, воспитание нового Человека и Гражданина России.

Для этого нужно «перестроить» многое: воспитание (и семейное, и дошкольное, и школьное) и образование, идеологию (да-да!) и культуру, науку и экономику…

Воспитателями в детских садах и учителями начальных классов должны стать не вчерашние троечники, а высокообразованные и высокодуховные люди!.. Нужно поднять престиж педагога, он должен стать уважаемым в обществе высокооплачиваемым компетентным специалистом!.

 

Кстати, 2010 год в России громогласно был объявлен «Годом учителя», а надо бы – «годом Учителя» (чувствуете разницу?).

Мне кажется, что российского учителя еще так не шельмовали, как в «Год учителя» (например, скандально известный сериал «Школа», путевку в жизнь которому дал Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов!)…

 

Михалков отмечает, что «прежде всего мы должны поверить в нашу Россию, укрепить дух нашей нации, восстановить позитивный образ нашей страны во всем мире».

 

Всё правильно! Но прежде всего мы – все вместе и каждый в отдельности! – должны поверить в себя, в свои силы, в свой разум!.. Если человек не верит в себя, – он уже ни во что не верит!..

 

***

Что такое Просвещенный консерватизм?

Ответив на вопрос «Что делать?», Михалков наконец-то снимает завесу со своего «понятийного аппарата», объясняя, что такое «Просвещенный консерватизм» и кто такие «просвещенные консерваторы», к коим он себя причисляет (со свойственной ему «скромностью» – во множественном числе!): «Просвещенный консерватизм есть консерватизм истинный. Он не имеет ничего общего с «реакционностью», «застоем», «охранительством» и «нежеланием перемен»».

 

Для вящей солидности Михалков заручается «поддержкой» российского философа Н.А. Бердяева: «Консерватизм поддерживает связь времен, не допускает окончательного разрыва этой связи, соединяет будущее с прошлым. Консерватизм имеет духовную глубину, он обращен к истокам жизни, связывает себя с корнями. Истинный консерватизм есть борьба вечности со временем, сопротивление нетленности тлению. В нем живет энергия не сохраняющая только, но преображающая».

 

Вопреки утверждению Михалкова, «разруху в стране и головах», принесшую и приносящую России тяготы, невзгоды и испытания, творили и творят» не только «проповедники радикального прогресса и неистовые вожди либеральных буржуазно-демократических и пролетарских революций», но и «гаранты демократии и стабильности», а также олигархи-нувориши, коррупционеры всех мастей, etc.

 

***

В разделе «Основные идеи, принципы и ценности просвещенного консерватизма», пытаясь раскрыть суть своей программы, Михалков утверждает: «Просвещенный консерватизм есть консерватизм динамический. Это политическая, экономическая и социальная культура нашего мышления, воспитанная на универсальных этических и эстетических основах человеческой деятельности: мере, ритме и такте…».

 

Интересно, с каких это пор «мера, ритм и такт» стали «универсальными этическими и эстетическими основами человеческой деятельности»?!

 

Далее. Михалков перечисляет «главные принципы и ценностные установки», на которых базируются «идеология и мировоззрение просвещенного консерватизма». В числе прочих он называет «укрепление вертикали власти».

Но укрепление вертикали власти – без одновременного укрепления демократических свобод – опять-таки приводит к несвободе, к застою, к бюрократии, к коррупции!..

 

В числе «главных принципов и ценностных установок» также упомянута «лояльность к власти, умение достойно подчиняться авторитетной силе». А ведь Лев Толстой – еще 100 лет назад! – говорил, что интеллигенция всегда должна быть в оппозиции к власти. А Иосиф Бродский говорил, что свобода – это когда забываешь отчество у тирана…

 

А вот другой «главный принцип»: «признание греховности человеческой природы и неразрывной связи человека с окружающим его материальным миром».

Это не что иное, как попытка совместить несовместимое – религиозность с диалектическим материализмом.

 

***

За что мы благодарны Суворову

В разделе «История» Михалков утверждает: «…при всей любви к простому русскому народу мы искренне благодарны все же не Емельяну Пугачеву, а подавившему его бунт Александру Васильевичу Суворову».

Всё-таки мы благодарны Суворову не за подавление бунта Пугачева, а за его воинские победы, за то, что он был Великим Русским Полководцем!..

 

***

Родина или Отечество?..

Очень часто в Манифесте встречается сочетание «Родина и Отечество». Например:

– в разделе «Основные идеи, принципы и ценности просвещенного консерватизма»«любовь к родине и служение отечеству»;

– в разделе «Семья»«Любовь к Родине и Отечеству зарождается в нас от любви к матери и отцу»;

– в разделе «Политика»«любовь к своей Родине и служение своему Отечеству»;

– в разделе «Родина и Отечество» «Всякий нормальный человек любит Родину и почитает Отечество».

 

Обратимся к словарям.

«Отечество – родная земля, отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рожденью, языку и вере, принадлежит; государство, в отношении к подданным своим; родина в обширном смысле» (Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).

 

«РОДИНА – Отечество; страна, в к-рой человек родился и гражданином к-рой он состоит» (Толковый словарь русского языка под ред. проф. Д.Н. Ушакова).

 

Как видим, эти слова – Родина и Отечество – являются синонимами, но Михалков почему-то разделяет их, – видимо, ему известен еще какой-то – потаенный! – смысл этих слов…

 

***

Что такое Гарантийное государство

В разделе «Государство» (самый большой раздел Манифеста!) говорится: «Основное задание современной России состоит в том, чтобы найти и сохранить такую форму государства, «при которой дух гражданской корпорации насытил бы форму государственного учреждения».

Такой формой государства является гарантийное государство или государство с положительной миссией…».

 

Также перечислены «обязанности гарантийного государства перед своими гражданами» (общим числом 10).

Например, обязанность № 7: «Гарантийное государство обязано построить такую систему государственного контроля и управления, которая будет способствовать организации производства и потребления товаров и услуг, позволяющих на порядок поднять уровень жизни, в десятки раз увеличить доходы российских граждан и заставить их забыть о том, что такое материальная нужда и бедность».

Всё это, конечно, правильно сказано (и красиво!), но слишком уж нереально – увеличить доходы российских граждан в десятки раз, а уровень жизни «поднять на порядок»!..

 

Обязанность № 8: «Гарантийное государство обязано предпринять все необходимые меры для того, чтобы раз и навсегда искоренить из нашей жизни такие понятия как терроризм, коррупция и организованная преступность».

Увы, это тоже из области фантастики (ни одному государству в мире пока что не удалось «предпринять все необходимые для этого меры»).

 

***

Политика

В разделе «Политика» говорится: «Следует изгнать из современной российской политики карьеристов и проходимцев, закрыть в нее доступ демагогам и аферистам, искоренить из нее преступников и коррупционеров…».

 

К сожалению, один из парадоксов власти/политики (и не только в России!) состоит в том, что больше всего к этому стремятся те, кто меньше всего этого достоин!.. Поэтому закрыть доступ в политику «демагогам и аферистам, искоренить из нее преступников и коррупционеров» до сих пор не удается ни в Европе, ни в Америке, ни где-либо еще на Земле!..

 

…А вот очередное руководство к действию: «Чтобы добиться нового качества политической и правовой работы в стране, следует не только укреплять внутрипартийную дисциплину, но и стремиться к сокращению общего числа политических партий. Карликовые, игрушечные, карманные партии, не представляющие никого и ничего, как и партии, утратившие поддержку своих избирателей, должны уйти с арены политической борьбы.

В будущем в России должны остаться три политические партии, могущие реально бороться за власть: консервативная, либеральная и социалистическая…».

 

Действительно, история никогда никого ничему не учит!..

Была уже у нас партия, которая считалась «руководящей и направляющей силой» общества.

Теперь – по образу и подобию КПСС – построили другую «руководящую и направляющую», которая – опять! – выступает вершителем судеб, являясь единственной партией власти…

 

А вот очередной пассаж: «Внешняя политика России должна стать логическим продолжением ее внутренней политики в глобальном масштабе. Российским государственным деятелям и дипломатам пора начать мыслить не масштабами района, города, области или страны, а материками и континентами.

Геополитика в России должна получить приоритет над политикой, геоэкономика над экономикой, а геокультура над культурой…».

 

Где-то мы это уже слышали: «…А российский солдат будет мыть свои запыленные сапоги в Индийском океане!..».

Да, дурной пример американской экспансии многим не дает покоя…

 

***

Власть

В некоторых пунктах своего Манифеста Михалков явно «прогибается» под президента РФ. Например:

«лояльность к власти, умение достойно подчиняться авторитетной силе» (раздел «Основные идеи, принципы и ценности просвещенного консерватизма»);

«Мы считаем, что губернаторы и мэры городов федерального значения должны выдвигаться на должность и освобождаться от должности президентом страны» (раздел «Политика»).

 

В разделе «Власть» Михалков полностью поддерживает «полицеймейкерство» Медведева, цитируя слова И.А. Ильина: «России нужна власть сильная, но дифференцированная. Сильная, но выдержанно-правовая. Сильная, но не просто бюрократическая. Сильная, но децентрализованная. Воински закрепленная, но лишь в виде последнего аргумента. Полицейски огражденная, но не преувеличивающая компетенцию полиции».

 

А хотите узнать «верный рецепт для любой российской власти, а тем более для власти, занимающейся реформами»?

Вот он: «Надо, наконец, понять и раз и навсегда усвоить, что Россия — континентальная Империя, а не национальное государство. У России другой масштаб, другая мера, другой темп и ритм бытия. Нам нельзя торопиться. Воля и вера, знание и сила, мудрость и терпение…».

 

А знаете, что такое «авторитетная сила власти»?

«…безусловное признание превосходства верховной, руководящей власти со стороны всех, кто ей подчиняется, причем подчиняется добровольно, без принуждения, а не от безысходности или корысти ради…».

 

А знаете ли вы, что «Ограничение свободы человека властью возможно. Но возможно тогда и только тогда, когда это ограничение принимается им добровольно, свободно и доверительно. Русский человек подчиняется другому человеку, миру и государству не самим по себе, а из чувства любви к Богу, Родине и Отечеству»?..

 

***

Информация и коммуникация

С самого начала чтения Манифеста ждал, будет ли что-нибудь сказано об ИКТ.

Первое упоминание нашел в разделе «Армия»: «Армия должна получить все, что нужно для эффективной обороны страны, будь это обычное или высокоточное оружие, новейшее стратегическое вооружение или все то, что необходимо для информационных и сетевых войн…».

 

А чуть ниже обнаружился и отдельный раздел – «Информация и коммуникация».

Здесь тоже не обошлось без пафоса и ляпсусов.

Например: «Мы считаем, что виртуальное общение, массовая коммуникация и информационный обмен может и должен происходить на двух уровнях:

— на первом, региональном, уровне общение должно носить поликультурный характер и быть многоязычным;

— на втором, глобальном, уровне, оставаясь многополярным, общение в ИНТЕРНЕТЕ должны вестись на русском и английском языках».

 

А почему бы на глобальном уровне всем странам и народам не вести «виртуальное общение, массовую коммуникацию и информационный обмен» только на Великом и Могучем?!

 

Заключая раздел «Информация и коммуникация», Михалков восклицает: «Мы не нация торгашей, мы нация героев

В советское время идеология «руководящей и направляющей силы общества» работала четко. В числе прочего нас приучали к тому, что «В жизни всегда есть место подвигу» и «Когда страна быть прикажет героям, – у нас героем становится любой!».

Опять забываем о скрытых причинах героизма, о скрытой движущей силе многих подвигов: зачастую подвиги совершались (и совершаются!) из-за чьего-то разгильдяйства и халатности, из-за чьей-то преступной некомпетентности…

 

***

Собственность и финансы

В разделе «Собственность и финансы» сказано: «Основой нынешней частной собственности, возникшей в результате приватизации, во многом являются производственные, добывающие и энергетические мощности, созданные в советское время при государственной плановой экономике.

Передав вчера государственную собственность в частные руки, мы сегодня должны найти верный путь для ее общественного признания и легитимации…».

 

Не секрет, как с легкой руки Гайдара и Чубайса – при отеческом благословении Ельцина! – в одночасье рождались российские олигархи – нувориши и нуворюги! – березовские, гусинские, ходорковские, абрамовичи, потанины, прохоровы, дерипаски и прочие – несть им числа, имя им – легион!..

Легитимацию этой «прихватизации» должны были произвести правоохранительные органы. Но увы, – власть предержащие не раз заявляли, что пересмотра итогов приватизации не будет. Преследование Гусинского, Березовского и Ходорковского – это исключение из правила, вызванное тем, что вышеупомянутые господа-товарищи возомнили, что объем приватизированного ими народного достояния позволяет им влиять на политику и претендовать на власть. А этого ни один «гарант демократии и стабильности» не допустит…

 

***

Конечно, Михалков не изрекает ничего «революционного», но в указанном Манифесте всё-таки очень много дельных мыслей. Например:

«Сегодня мы столкнулись с экспансией ложной культуры. С культурой, представляемой как вещь и потребляемой как товар. С «культурным ширпотребом», которым можно овладеть при самых незначительных способностях, без всяких интеллектуальных усилий и по самой дешевой цене.

Мы должны противостоять ложной культуре и противопоставить ей культуру истинную.

Истинной культуре нас никто не научит. Ее нельзя пассивно «усвоить, перенять, унаследовать». К ней можно приобщиться только творческим личным трудом» (раздел «Культура»);

 

«Любовь к Отечеству воспитывается не патриотическими выкриками, а глубоким чувством и знанием родной истории. В том числе «близкой истории»: истории области, города, района, улицы, дома, в котором мы живем, в котором до нас жили предки, а после нас будут жить потомки» (раздел «История»);

 

«Мы объединяемся вокруг созидающего «да», а не вокруг разрушающего «нет»» (раздел «Родина и Отечество»);

 

«Приходит время новых идеологий» (раздел «Информация и коммуникация»).

Абсолютно верно: новые технологии рождают новые идеологии!..;

 

«Хватит ждать очередного финансово-экономического чуда. Пора заниматься реальным производством, каждодневным трудом, рутинной работой» (раздел «Экономика и финансы»).

 

***

В своем Манифесте Михалков призывает: «Пришла пора — делать дело!», – это бесспорная истина!

Консерваторы и либералы, коммунисты и демократы, православные и католики, мусульмане и иудеи, буддисты и атеисты, – давать жить дружно и делать свое дело с честью!..

 

В заключение мне хотелось бы снова процитировать стихотворение Тютчева «Славянам»:

Опально-мировое племя!

Когда же будешь ты народ?

Когда же упразднится время

Твоей и розни и невзгод,

И грянет крик к объединенью,

И рухнет то, что делит нас?..

Мы ждем и верим провиденью:

Ему известны день и час…

 

Валерий Сидоров

 

 

 

 

 

 

 

 

Путеводитель по сайту


18+

© Сидоров В.В. 2014. All rights reserved.

При использовании материалов сайта «Слово» прошу указывать источник информации!